Sources.RU Magazine Поиск по журналу
 

Ссылки

Как передавать файлы через TClientSocket и TServerSocket

Автор: DeVoid

Очень часто возникают вопросы по работе с сокетами, а толкового описания работы с ними нету. Максимум что можно найти в Интернете - исходники чата и то для Delphi. Поэтому, чтобы понять принцип работы компонентов TClientSocket и TServerSocket в С++, предлагаю написать программу для обмена файлами.

В общих чертах передача файлов через сокеты выглядит следующим образом: вся информация передается пакетами, и если в одном из пакетов встречается #file - это значит, что пришел заголовок файла с последующей информацией о нем (имя, размер) и клиент должен принимать файл указанного размера. В чистом виде заголовок файла выглядит так: file#filename#filesize#. Когда клиент принимает такой заголовок, он обрабатывает его(выделяет имя файла и его размер), создает буфер размером filesize и в него пишет всю последующую информацию. Когда размер переданной информации равен размеру файла, посылает на сервер команду "end", сервер обрабатывает эту команду и закрывает поток.

Итак, начнем мы с того, что определимся, кто будет посылать файл, а кто принимать. В моем примере - Сервер отправляет файл, а клиент принимает, все просто, ничего сложного здесь нету. Дальше нужно оформить внешний вид клиента и сервера. У меня они выглядят так:

Я не цеплял на формы ничего лишнего, так как у нас нету цели сделать программу красивой, наша цель - правильная работа приложения. С внешним видом разобрались, можно переходить непосредственно к программированию.

Сейчас будем писать сервер - он будет отправлять файлы.

Сервер:

На форме: OpenDialog1 (TOpenDialog), Server (TServerSocket), Memo1 (TMemo) и две кнопки.

Сначала настроим Server:

Port = 1001 ; // Порт по которому будет работать и клиент и сервер
Active = false ; // Пока неактивен

Эти настройки можно выбрать в Object Inspector'е.

Перейдем на вкладку Events и опишем подключение и отключение клиента:

В OnAccept:

Memo1->Lines->Add("К Вам подключились ;");

Для OnError:

ErrorCode = 0 ;
ShowMessage("Server Error");

Теперь напишем обработчик для нажатия кнопки запуска сервера:

Server->Active = true ;
Server->Open() ;
Memo1->Lines->Add("Создан сервер.");

Теперь нужно создать поток, который мы и будем передавать клиенту:

TMemoryStream *MS = new TMemoryStream ;

А теперь подходит время к самому главному в описании сервера - передачи файла клиенту. Пишем в обработчике кнопки Send (Отправить файл):

void *P;   // указатель на файл
int Size ; // размер
if( OpenDialog1->Execute() )
{
	MS->LoadFromFile( OpenDialog1->FileName ); // выбираем  файл 
	Memo1->Lines->Add( "Загрузили требуемый файл в поток..." ); // заполняем лог 
}
Server->Socket->Connections[0]->SendText( "file#" + OpenDialog1->FileName + "#" + IntToStr( MS->Size ) + "#" ); 
// отправляем заголовок

Memo1->Lines->Add ( "Послали заголовок" );
MS->Position = 0 ;      // Устанавливаем поток в начальную позицию ;
P    = MS->Memory ;     // присваиваем указателю поток файла
Size = Server->Socket->Connections[0]->SendBuf( P , MS->Size );               // отправляем буфер клиенту; Size
                                                                              //равно размеру отправленной  информации
Memo1->Lines->Add( "Отправлено: " + IntToStr( Size ) + " из " + IntToStr( MS->Size ) ); // заполняем лог

С отправкой все в порядке, но серверу еще необходимо обработать команду "end", которая придет тогда, когда клиент примет файл. Для этого в OnClientRead пишем:

if(Server->Socket->Connections[0]->ReceiveText()=="end") // если клиент прислал команду "end"
{
	Memo1->Lines->Add("Клиент принял файл"); // записываем в лог
	MS->Clear() ;                            // Очищаем поток
}

С сервером и отправкой файла все готово, дальше нужно написать клиента, который бы принимал поток пакетов от сервера. Чем мы и займемся.

Клиент:

Для программы-клиента основной задачей является получение информации о файле, который передает клиент и получение, и сохранение самого файла. Итак, на форме - Client (TClientSocket) , Memo1 (TMemo), SaveDialog1 (TSaveDialog) и кнопка соединения - Button1.

Снова начнем с того, что настроим Client (TClientSocket1):

Port = 1001 ;         // Клиент и сервер должны работать на одинаковых портах 
Active = false ;      // Пока неактивен
Address = 127.0.0.1 ; // Адрес укажем пока свой, что б протестировать работу сервера и клиента локально
Host = 127.0.01 ;

Далее, объявим переменные, которые нам будут необходимы:

В *.h-файле проекта, в секции private объявим:

private:	
	AnsiString Name; 

После этого в *.cpp файле объявляем:

TMemoryStream *MS = new TMemoryStream ; // создаем поток под принимаемый файл
void Write( AnsiString Text );          // ф-я записи получаемой информации в поток
int Size ;                              // размер передаваемого файла
bool Receive ;                          // передаем ли мы на данный момент файл
AnsiString FileName ;                   //  имя файла

Следующим шагом создания клиента - будет описание функции Write. Она должна сохранять получаемую информацию в файл.

void Write( AnsiString Text )
{
	if(MS->Size < Size)  // если мы еще принимаем файл и размер потока меньше размера файла
	{
		MS->Write( Text.c_str() , Text.Length() );         // записываем в поток
		Form1->Memo1->Lines->Add( "Принимаем данные..." ); // пишем лог
	}
	if(MS->Size == Size) // если файл принят и размер потока соответствует размеру файла
	{
		Receive = false ;                         // останавливаем режим передачи
		MS->Position = 0 ;                        // переводим каретку потока в начало
		Form1->Client->Socket->SendText( "end" ); // пишем серверу, что мы приняли файл
		CreateDir( "Downloads" );                 // создаем папку для сохраненных файлов
		MS->SaveToFile( "Downloads\"+FileName ); // сохраняем туда наш файл
		MS->Clear() ;                             // освобождаем поток
		Size = 0 ;
		Form1->Memo1->Lines->Add("Файл принят !"); // пишем в лог что файл принят
	}
}

Далее, важно еще правильно описать событие OnRead, вот как оно должен выглядеть:

void __fastcall TForm1::ClientRead( TObject *Sender,
      TCustomWinSocket *Socket )
{
	AnsiString Rtext ;  // текст, который посылает сервер
	Rtext = Client->Socket->ReceiveText() ;
	if( Receive == true ) // если мы в режиме передачи файла, то
	{
		Write( Rtext ); // записываем его в поток
	}
	else // если нет , то
	{
		Memo1->Lines->Add( "Приняли текст :" + Rtext );     // пишем в лог все что принимаем от сервера
		if(Rtext.SubString( 0,Rtext.Pos("#")-1) == "file" ) // Если это строка типа 
		// file#filename#filesize#, то начинаем парсерить полученную информацию :
		{
			Rtext.Delete( 1 , Rtext.Pos( "#" ) ) ;            // удаляем слово file
			Name = Rtext.SubString( 0 , Rtext.Pos( "#" ) -1 );// Определяем имя файла
			FileName = Name.SubString( Name.LastDelimiter( "\" ) + 1 , Name.Length() );
			// Выделяем чистое имя файла , например с c:\test.txt , берем test.txt
			Rtext.Delete( 1 , Rtext.Pos( "#" ) );                               // Удаляем последний разделитель
			Size = StrToInt( Rtext.SubString( 0 , Rtext.Pos( "#" ) - 1) ) ;     // Определяем размер файла
			Rtext.Delete( 1 , Rtext.Pos( "#" ) );                               // Удаляем последний разделитель
			Memo1->Lines->Add( "Размер файла: " + IntToStr( Size ) + " байт" ); // Выводим размер файла в лог
			Memo1->Lines->Add( "Имя файла: " + Name );                          // Выводим имя файла в лог
			Receive = true; 
			// Переводим сервер в режим приёма файла
			
		}
	}
}

Все самое страшное позади, и теперь осталось только описать события OnConnect и OnError:

void __fastcall TForm1::ClientConnect( TObject *Sender,
      TCustomWinSocket *Socket )
{
	Memo1->Lines->Add( "Вы присоеденились ;" );
}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::ClientError( TObject *Sender,
      TCustomWinSocket *Socket, TErrorEvent ErrorEvent, int &ErrorCode )
{
	ErrorCode = 0;
	ShowMessage( "Client Error" );        
}

А так же написать обработчик для кнопки соединения:

void __fastcall TForm1::Button1Click( TObject *Sender )
{
	Client->Open() ;  // открываем 
	Memo1->Lines->Add( "Коннектимся..." );
}

Вот и все готово, теперь можно протестировать, что же у нас получилось. Все принятые файлы клиент сохранят в папку Downloads.

Статью написал DeVoid © 25.10.04


Скачать исходники:



 Desingn by Шишкин Алексей (Лёха).
 ©2004-2008 by sources.ru.