Программирование в X-Window
средствами Free Pascal
Авторы: А.П. Полищук, С.А. Семериков
[Оформление в HTML: Valery Votintsev]
Содержание
1. Основы программирования в системе X Window
1.1. Основные понятия
1.1.2. X-окно
Как уже упоминалось ранее, окно - это базовое понятие в X.
Оно представляет прямоугольную область на экране, предоставляемую системой
программе-клиенту. Последняя использует окно для вывода графической
информации. На рис. 1.2 показан общий вид окна в X Window.
Рис. 1.2. Общий вид окна X Window
Из рисунка видно, что окно имеет внутренность и край.
Основными атрибутами окна являются ширина и высота внутренности, а также
ширина края. Далее мы будем говорить ширина и высота, а слово "внутренность"
станем опускать. Упомянутые параметры окна называются его
геометрией.
С каждым окном связывается система координат. Ее начало
находится в левом верхнем углу окна. Ось x направлена вправо, а
ось y - вниз. Единица измерения по обеим осям - пиксель.
Окна могут быть двух типов: InputOutput
(для ввода-вывода) и InputOnly (только для ввода). Окно первого
типа - это обычное окно. Окно второго типа не может использоваться для
рисования. У данного окна нет края, оно "прозрачно". Заметим, что окна этого
типа используются достаточно редко.
X Window позволяет программе создавать несколько окон
одновременно. Они связаны в иерархию, в которой одни являются
родителями, а другие потомками. Сам сервер на каждом
экране создает одно основное окно, которое является самым верхним родителем
всех остальных окон. Это окно мы будем называть главным или
корневым.
Корневое окно всегда занимает весь экран. Это окно не
может уничтожаться, меняться размеры или сворачиваться. Когда приложение
создает окна, сначала должно быть создано по крайней мере одно окно верхнего
уровня. Это окно становится прямым потомком корневого окна до тех пор, пока
не отобразится. Прежде, чем это окно отобразится, оконный менеджер извещается
об операции размещения окна. Оконный менеджер имеет привилегию "удочерить"
новое окна верхнего уровня. Это используется для добавления окна, которое
будет содержать новое окно и использоваться, чтобы нарисовать рамку,
заголовок окна, системное меню и т.п.
Если такое окно верхнего уровня (который в
действительности не окно верхнего уровня после того, как "удочерение"
произошло) создано, приложение может создать в этом окне дочернее. Потомок
может отображаться только в своем родительском окне - при перемещении его
окно "обрезается" границей родительского. Любое окно может содержать более
чем одно дочернее окно, и в этом случае эти окна упорядочиваются во
внутренний стек. Когда окно верхнего уровня "поднимается", все его
окна-потомки "поднимаются" вместе с ним, с сохранением их внутреннего
упорядочения. Если окно потомка "поднято", оно поднимается только
относительно своих собратьев.
|