X Window Programming Lections
Программирование в X-Window
средствами Free Pascal
Авторы: А.П. Полищук, С.А. Семериков
[Оформление в HTML: Valery Votintsev]
Содержание
1. Основы программирования в системе X Window
X Window или просто X - это система для создани
графического пользовательского интерфейса на компьютерах, работающих под
управлением операционной системы UNIX. X была создана в Массачусетском
Технологическом Институте (США). В настоящее время уже выпущена версия
11.6 (X Window System Version 11 Release 6 или X11R6).
Особенностью системы является то, что она поддерживает
работу как на отдельной ЭВМ, так и в сети. Это означает, что программа,
"живущая" на одном компьютере, может с помощью X Window общаться с
пользователем, сидящим за другой машиной. Система обеспечивает вывод
графической информации на экран машины, воспринимает сигналы от внешних
устройств, таких как клавиатура и мышь, и передает их программам. Заметим,
что устройство вывода может иметь несколько экранов. X обеспечивает рисование
на любом из них. Все это: экран (или экраны), а также устройства ввода
(клавиатура или мышь) называются в терминах X Window
дисплей.
X позволяет пользователю общаться со многими программами
одновременно. Чтобы вывод из них не смешивался, система создает на экране
дисплея "виртуальные" подэкраны - окна. Каждое приложение, как
правило, рисует лишь в своем окне или окнах. X предоставляет набор средств
для создания окон, их перемещения по экрану и изменения их размеров.
Как правило, программы имеют набор конфигурационных
параметров - ресурсов. Это может быть цвет окна, тип шрифта, которым
рисуется текст, и многое другое. Система стандартизует способ задания
ресурсов приложений и содержит ряд процедур для работы с ними. Эта
совокупность функций называется менеджером ресурсов (X recource
manager или сокращенно Xrm). "Хранилище" параметров программы называется
базой данных ресурсов.
Особенностью X Window является то, что она организует
общение между самими программами и между программами и внешней средой путем
рассылки событий. Событие - это единица информации, идентифицирующая
происходящие в системе изменения или действия, и содержащая дополнительные
сведения о них.
|