Безопасность >>>
Примеры проникновения в систему
Наверняка все в детстве баловались с телефонами. Ну кто не знает таких шуток, как: "Алло, это зоопарк?" - "Нет". - "А почему обезьяна у телефона?". Совершенно безобидный пример издевательства над людьми. А вот еще один подобный пример, но с элементами СИ:
Шутник: Алло! Вас беспокоят с телефонной станции. Измерьте, пожалуйста, длину шнура от трубки к телефону.
Жертва: Метр.
Ш.: Хорошо, для того, чтобы повеситься, хватит.
Следующий звонок.
Ш.: Алло! Это милиция. Вам сейчас хулиганы не звонили?
Ж.: Да, да! Звонили! Разберитесь с ними, пожалуйста!
Ш.: Про трубку и провод спрашивали?
Ж.: Да!
Ш.: И он у вас метр?
Ж.: Да!
Ш.: А почему до сих пор не висим?
Это было лирическое отступление на тему того, как методы СИ используются детьми на бессознательном уровне, в качестве шутки. Рассмотрим простейший пример СИ для проникновения в систему.
Звонок администратору системы.
Взломщик: Здравствуйте, вы администратор?
Администратор: Да.
В.: Я понимаю, что вы ужасно заняты, извините, что отрываю вас от дел, по я не могу войти в сеть.
А.: (Про себя: ЕПРСТ!!! Поработать не дают!) А что компьютер говорит по этому поводу?
В.: Как это - "говорит"???
А.: (Ха!) Ну, что там написано?
В.: Написано "вронг пассворд".
А.: (Ну-ну, еще бы...) А-а-а-а... А вы пароль правильно набираете?
В.: Не знаю, я его не совсем помню.
А.: Какое имя пользователя?
В.: anatoly.
А.: Ладно, ставлю вам пароль... мммм... art25. Запомнили? (Если опять не войдет - убью!)
В.: Постараюсь... Спасибо. (Вот дурак-то!)
Конец разговора. Все!
На самом деле это упрощение ситуации, но в некоторых случаях такое может сработать. Какие ошибки допустил администратор? С его точки зрения - никаких. В подобных случаях редко спрашиваются имя, фамилия, должность звонящего, особенно если звонит девушка с приятным голосом (для этого и используются преобразователи голоса). Администраторы часто сталкиваются с забывчивостью пользователей, особенно если сотрудники редко "входят" в систему. В таких случаях ответственное лицо старается побыстрее положить трубку, и ему хватает того, что пользователь знает свое имя входа в систему. Однако в этом случае взломщик уже знал некоторые сведения о своей цели. Рассмотрим пример с первоначальными нулевыми знаниями.
- Выберем цель по телефонной книге - организацию, где есть телефон секретаря.
- Звоним секретарю и узнаем имя персоны, с которой можно проконсультироваться по поводу некоторых проблем с работой системы.
- Звоним любому другому человеку, чей номер телефона имеется в книге, предполагая, что он имеет доступ к системе.
- Представляемся (разумеется, вымышленным именем) как помощник той персоны, имя которой мы узнали из первого звонка. Говорим, что в связи с перестановкой системы администратор дал задание поменять пароли всем пользователям.
- Узнаем имя входа, прежний пароль, говорим новый пароль. Все!
- В том случае, если доступ к системе происходит посредством телефонных линий, звоним секретарю, говорим, что не получается дозвониться до системы, и просим назвать правильный номер телефона. В принципе этот пример немногим отличается от предыдущего, но есть большая вероятность получения доступа в систему вследствие оперирования в разговоре конкретными именами и должностями.
После того как взломщик получает доступ к системе в виде простого пользователя, ему не составляет большого труда получить полное право на нее с помощью тех способов, которые описаны в главе 9. Но можно и дальше развить СИ для получения привилегий администратора. Вот пример на UNIX-системе.
Пусть каким-либо образом взломщик узнал, что у администраторе в переменную окружения PATH включена "." (это значит выполнение программ из текущего каталога, многие так делают для удобства работы)
Звонок администратору.
Хакер: Здравствуйте, вы администратор?
Администратор: Да.
X.: Извините, что отвлекаю. Не могли бы вы мне помочь?
А.: (Ну что еще ему надо?) Да, конечно.
X.: Я не могу в своем каталоге выполнить команду ls.
А.: (Как будто ему это надо!) В каком каталоге?
X.: /home/anatoly.
А.: (Вот ведь глупый юзер!) Сейчас посмотрю. (Заходит в этот каталог и набирает команду ls, которая успешно выполняется и показывает наличие нормальных прав на каталог.)
А.: Все у вас должно работать!
X.: Хммм... Подождите... О! А теперь работает... Странно...
А.: (Рррррр!!!) Да? Хорошо!
X.: Спасибо огромное. Еще раз извиняюсь, что помешал.
А.: (Ну наконец!) Да не за что. (Отстань, противный!) До свидания.
Конец разговора.
Заметили криминал? Вроде бы ничего особенного. Даже с точки зрения опытного администратора. Что же произошло на самом деле? В каталоге /home/anatoly среди множества других файлов лежал измененный вариант программы ls. Как раз его-то администратор и запустил. Все дело в том, что при выполнении этого файла у запускающего (администратора) имелись все права на систему, и, соответственно, все программы, которые он запускает, могут делать с системой практически все, что угодно. Что было в этом файле, кроме возможности показывать список файлов в каталоге, теперь только взломщику и известно.
Разумеется, эти случаи годятся для организации со средним уровнем защиты. В банках или военных учреждениях наверняка так просто ничего нс получится. Там могут спросить имя звонящего, его адрес, номер паспорта или предложат оставить номер телефона для последующего уведомления о смене пароля (для этого и нужна возможность использовать чужую линию, чего позволяют добиться офисные мини-АТС, которыми можно оперировать с удаленного терминала или из сети Internet). В таком случае взломщики обычно заранее собирают информацию о потенциальных жертвах. Как это делается? Пожалуйста, еще один пример из телефонных шуток.
Звонок на совершенно незнакомый номер.
Взломщик: Алло, извините, вас беспокоят с телефонной станции. Это номер такой-то?
Жертва: Да.
В.: У нас идет перерегистрация абонентов, не могли бы вы сообщить, на кого у вас зарегистрирован телефон? Имя, фамилию и отчество, пожалуйста.
Ж.: (Говорит информацию.)
В.: Спасибо! Так... секундочку... Хорошо, ничего не изменилось. А место работы?
Ж.: (С некоторым сомнением называет, а если человек очень подозрительный, то спрашивает, зачем.)
В.: Это сведения для новой телефонной книги. По вашему желанию можем внести не одно имя, а всех, кого можно найти по этому телефону.
Ж.: (Тут с радостью называются имена всех членов семьи с их положением в ней, хотя это и не требовалось.)
Информации уже достаточно для попытки взлома. Таким же образом становятся известными номера паспортов и т. д. После такого разговора можно звонить сотрудникам хозяина телефона от имени его родственников и получать дальнейшую информацию.
Еще один пример.
Взломщик: Алло, это приемная?
Жертва: Да.
В.: Это администрация сети. Мы сейчас меняли сетевую систему защиты. Необходимо проверить, все ли у вас нормально работает. Как вы обычно регистрируетесь в системе?
Ж.: Ввожу свои имя и пароль.
В.: Хорошо... Так... (Пауза) Какое имя?
Ж.: anna.
В.: Анна... (Пауза) Так... какой у вас раньше был пароль?
Ж.: ienb48.
В.: Та-а-а-ак... Хорошо. Попробуйте сейчас перерегистрироваться.
Ж.: (Пауза) Все нормально. Работает.
В.: Отлично. Спасибо!
Разумеется, в маленьких организациях, где все знают администратора, это не сработает, зато в больших есть пространство для применения своих способностей.
Вот как использовали СИ такие люди, как Кевин Митник и Роско: "И Роско, и Кевин гордились своим умением общаться с людьми. На их взгляд, в любом разговоре можно было подчинить себе собеседника, если говорить авторитетным тоном знатока, даже если в этой области ты ничего не смыслишь. Время от времени они названивали в отдел дистанционной связи какой-нибудь компании и недовольным начальственным голосом требовали объяснить, почему тот или иной номер АТС не удается набрать из города. И напуганный оператор объяснял им, как набрать интересующий их номер.
Обычно в таких случаях Кевин предпочитал импровизировать, полагаясь на свою интуицию, а Роско возвел свое умение разговаривать с людьми чуть ли не в ранг искусства. Он вел специальную записную книжку, куда вписывал имена и должности телефонисток и операторов разных фирм и их начальников. Там же он помечал, новички они или опытные работники, насколько хорошо информированы, расположены к разговорам или нет. Заносил он в книжку и сведения, так сказать, личного характера, добытые в течение долгих часов разговоров по телефону: увлечения, имена детей, любимые виды спорта и места, где они любят бывать в отпуске и по выходным" [5].
В некоторых источниках предлагается ходить с видеокамерой, изображая репортера, и почаще наводить ее на клавиатуру пользователей. Здесь сработает предположение, что людям наверняка захочется увидеть себя по телевизору. Можно даже попросить человека сделать вид, что он только что пришел на работу и садится за компьютер... Ну и, разумеется, попросить включить его и начать работу.
|