Поиск на сайте
Главная Журнал Форум Wiki DRKB Страны мира

Безопасность >>>

АТАКА НА INTERNET


Возможности защиты от социальной инженерии

Тесты на проникновение

Тестирование системы защиты - это метод выявления недостатков безопасности с точки зрения постороннего человека (взломщика). Он позволяет протестировать схему действий, которая раскрывает и предотвращает внутренние и внешние попытки проникновения и сообщает о них. Используя этот метод, можно обнаружить даже те недостатки защиты, которые не были учтены в самом начале, при разработке политики безопасности. Тест должен разрешить два основных вопроса:

  • все ли пункты политики безопасности достигают своих целей и используются так, как это было задумано;
  • существует ли что-либо, не отраженное в политике безопасности, что может быть использовано для осуществления целей злоумышленника.

Все попытки должны контролироваться обеими сторонами - как взломщиком, так и "клиентом". Это поможет протестировать систему гораздо эффективнее. Необходимо также свести к минимуму количество людей, знающих о проведении эксперимента. При тестировании могут быть затронуты деликатные вопросы частной жизни сотрудников и безопасности организации, поэтому желательно получить предварительное разрешение на проведение такой акции. Ваше непосредственное начальство обязательно должно быть в курсе происходящего.

Профессионалам в области безопасности при проведении теста необходимо иметь такое же положение, как и у потенциального злоумышленника: в их распоряжении должны быть время, терпение и максимальное количество технических средств, которые могут быть использованы взломщиком. Более того, проверяющим следует расценить это как вызов своему профессионализму, а значит, проявить столько же рвения, сколько и взломщик, иначе тесты могут не достичь необходимого результата. Требования, предъявляемые к человеку, проводящему тесты:

  1. Необходимо быть дружелюбным, легко располагающим к себе и вызывать симпатию.
  2. Иметь хорошие технические знания.

Вот пример подобного тестирования, описанный И.Винклер (National Computer Security Association). Эксперимент провели с разрешения компании, о его ходе было проинформировано только "высокое" начальство.

"В самом начале атакующие выполнили поиск в Internet для получения представления об организации. Изучение дополнительных баз данных позволило установить имена большого числа сотрудников организации и ее руководства. Поиск в телефонном справочнике дал телефонный номер офиса компании поблизости от атакующих. Звонок в офис позволил получить копию ежегодного отчета компании, а также бесплатный телефонный номер компании. Для получения этой информации не потребовалось ничего объяснять.

Объединив данные ежегодного отчета с данными, полученными из Internet, атакующие получили имена и должности многих лиц из руководства вместе с информацией о проектах, над которыми они работают. Следующим шагом было получение телефонного справочника компании, что позволило установить имена еще ряда сотрудников и получить полное представление об организационной структуре компании.

С бесплатного телефонного номера был сделан звонок по основному номеру компании для контакта со службой рассылки. Звонивший сказал, что он новый сотрудник и хочет узнать, какую информацию требуется указать для пересылки по почте в США и за границу. В результате атакующие узнали, что требуется только два числа - личный номер сотрудника и номер торгового центра. Звонок в отдел графики подтвердил важность этих двух чисел.

Используя телефонный справочник, атакующие стали звонить десяткам служащих в разных отделах для получения личных номеров служащих, которые могли быть использованы для последующих атак. Номера обычно узнавались так: проверяющий выдавал себя за сотрудника отдела кадров, который по ошибке звонил не тому сотруднику и спрашивал номер для того, чтобы понять, что он ошибся.

Затем атакующие определили, что они могут попытаться получить имена новых сотрудников, которые, скорее всего, наименее осведомлены об угрозах компании. Используя информацию первой фазы атаки, были установлены имена нескольких руководителей компании. Телефонный справочник позволил установить имя служащего, который, скорее всего, и является руководителем. На этот момент времени было установлено, что самым лучшим методом получения имен новых служащих будет заявление, что руководитель хочет сам познакомиться с новыми служащими компании. Проверяющие собрались заявить, что выполняют поручение руководителя, а затем, что руководитель был расстроен, так как полученная информация уже устарела.

Удача сопутствовала им, и на звонок в отдел по работе с новыми сотрудниками ответил автосекретарь. Сообщение позволило установить: 1) отдел переехал; 2) имя человека, за которым закреплен телефонный номер; 3) новый телефонный номер. Имя человека было важно, так как знание конкретного имени увеличивает правдоподобность вопросов звонившего. Было уже поздно, и этот человек уже ушел. Это позволило атакующему заметить в разговоре, что отсутствующий человек обычно предоставляет информацию. Атакующий также заявил, что очень большой начальник был сильно расстроен. Его "пожалуйста" побудило человека, отвечавшего по телефону, дать запрошенную информацию. Были получены имена всех сотрудников, начавших работать в течение этой недели, и для многих стали известны отделы, в которых они работают.

Затем было установлено, что атакующим следует избегать контакта с сотрудниками отдела информационных систем, так как те, скорее всего, знают о важности защиты паролей. При звонках новым сотрудникам атакующие выдавали себя за сотрудников отдела информационных систем и проводили с ними по телефону краткий инструктаж по компьютерной безопасности. В ходе этого инструктажа атакующий получал базовую информацию, включая типы используемых компьютерных систем, используемые приложения, номер сотрудника, идентификатор пользователя и пароль. В одном случае атакующий предложил новому сотруднику сменить пароль, так как пароль легко угадать.

Demon Dialer (программа, выясняющая наличие модемов на противоположном конце линии) и звонок в справочную службу отдела информационных систем дали телефонные номера модемов компании. Эти номера позволили атакующим использовать скомпрометированные идентификаторы. Получение информации о модемах позволило обойти очень сложную систему брандмауэра и сделать ее бесполезной. В ходе дальнейших атак аналогичные методы использовались для того, чтобы получить свой собственный идентификатор в компьютерах компании. После этого атакующие заставили служащих компании послать им коммуникационную математику, которая организует безопасное соединение".

Осведомленность

Осведомленность играет ведущую роль в защите организации от проникновения в информационные системы с помощью СИ, так как СИ основана на использовании таких сторон человеческой природы, как неосторожность и беззаботность. Осведомленность является ключевым моментом и вследствие того, что это предварительная, предупреждающая мера, нацеленная на усвоение самими служащими основных принципов и необходимых правил защиты. Разумеется, этот аспект требует обучения и тестирования сотрудников.

Основные шаги для усиления безопасности компьютерных систем компании:

  1. Привлечение внимания людей к вопросам безопасности.
  2. Осознание сотрудниками всей серьезности проблемы и принятие политики безопасности организации.
  3. Изучение и внедрение необходимых методов и действий для повышения защиты информационного обеспечения.

Осведомленность должна быть включена во все уровни организации, начиная с самого верхнего, где и принимается политика безопасности. На основе этой политики и распределения ответственности можно создавать модель защиты. После разбора вышеописанного примера И.Винклер дает советы по разработке и внедрению политики безопасности, позволяющей защититься от СИ:

Не полагайтесь на систему внутренней идентификации

Атакующих иногда просят аутентифицироваться с помощью указания их личного номера сотрудника. К радости взломщиков, такие номера часто используются и могут быть легко получены от реальных сотрудников. У атакующего обычно имеется список номеров сотрудников, и он готов к любому вопросу. Многие компании полагаются на похожие системы идентификации. Компаниям следует иметь отдельный идентификатор для работ, связанных с поддержкой информационных систем. Наличие такого идентификатора позволит отделить функции технического сопровождения от других и обеспечит дополнительную безопасность как для работ по сопровождению, так и для взаимодействия сотрудников в организации.

Реализуйте систему проверки с помощью встречного звонка, когда сообщаете защищенную информацию

От многих атак можно было бы защититься, если бы служащие компании проверяли личность звонившего, набрав его телефонный номер, который указан в телефонном справочнике компании. Эта процедура не очень удобна в повседневной работе, однако при сопоставлении с возможными потерями неудобства будут оправданы. Если от сотрудников потребовать делать встречные звонки любому, кто просит сообщить персональную или конфиденциальную информацию, риск утечки информации будет сведен к минимуму. Использование АОН также может пригодиться для этой цели.

Реализуйте программу обучения пользователей в области безопасности

Хотя предоставление своего пароля постороннему может показаться глупым для читателей данной книги, многие компьютерные пользователи не увидят в этом ничего плохого. Компании тратят огромные суммы, закупая самое современное оборудование и программы, но необходимость обучать пользователей игнорируется. Компьютерные профессионалы должны понимать: то, что для них естественно, может быть неизвестно остальным. Хорошая программа обучения пользователей может быть реализована с минимальными затратами и сохранить компании миллионы.

Назначьте ответственных за техническую поддержку

Каждый сотрудник компании обязан лично познакомиться с ответственным за техническую поддержку и обращаться исключительно к нему. При этом на 60 пользователей достаточно одного ответственного. Пользователи должны немедленно связываться с аналитиком, если к ним обращается некто, заявляющий, что он сотрудник службы технической поддержки.

Создайте систему оповещения об угрозах

Атакующие знают, что, даже если их обнаружат, у служащего нет возможности предупредить других сотрудников об атаках. В результате атака может быть продолжена с минимальными изменениями и после компрометации. По существу, компрометация только улучшит атаку, так как атакующие узнают, что именно не срабатывает.

Социальная инженерия для проверки политики безопасности Социальная инженерия является единственным подходящим методом проверки эффективности политики безопасности. Хотя многие тесты проверяют физические и электронные уязвимые места, но лишь некоторые анализы безопасности исследуют бреши, создаваемые людьми. Следует, однако, отметить, что тесты такого типа должны проводить только квалифицированные и надежные люди.

Методы социальной инженерии, применяемые злоумышленником, представляют серьезную угрозу информационной безопасности для любой организации. Нужно создать и разработать различные варианты политики безопасности, определить правила корректного использования телефонов, компьютеров и т. д. Необходимо учитывать и неосведомленность в области безопасности, так как любые средства технического контроля (независимо от их эффективности) могут быть использованы людьми ненадлежащим образом. В итоге тестирование системы безопасности должно обеспечить вам защиту от проникновения.
«     »


Основные разделы сайта


 

Реклама