Забавное программирование в Delphi
Приведённый здесь материал можно озаглавить не
иначе как "Чем заняться программисту, если
нечего делать". На самом деле, Delphi настолько
интересная среда, что в ней наряду с разработкой
серьёзных приложений можно легко увлечься
созданием абсолютно бесполезных вещей.
Итак, поехали...
Автоматически нажимающаяся кнопка
Этот компонент представляет из себя кнопку, на
которую не надо нажимать, чтобы получить событие
OnClick. Достаточно переместить курсор мышки на
кнопку. При создании такого компонента
традиционным способом, требуется довольно много
времени, так как необходимо обрабатывать мышку,
перехватывать её и т.д. Однако результат стоит
того!
Предлагаю взглянуть на две версии данного
компонента. В более простой версии обработчик
перемещения мышки просто перехватывает
сообщения Windows с нужным кодом и вызывает
обработчик события OnClick:
type
TAutoButton1 = class(TButton)
private
procedure WmMouseMove (var Msg: TMessage);
message wm_MouseMove;
end;
procedure TAutoButton1.WmMouseMove (var Msg: TMessage);
begin
inherited;
if Assigned (OnClick) then
OnClick (self);
end;
Вторая версии имеет больше исходного кода, так
как в ней я просто пытаюсь повторить событие
мышки OnClick когда пользователь перемещает мышку
над кнопкой либо по истечении определённого
времени. Далее следует объявление класса:
type
TAutoKind = (akTime, akMovement, akBoth);
TAutoButton2 = class(TButton)
private
FAutoKind: TAutoKind;
FMovements: Integer;
FSeconds: Integer;
// really private
CurrMov: Integer;
Capture: Boolean;
MyTimer: TTimer;
procedure EndCapture;
// обработчики сообщений
procedure WmMouseMove (var Msg: TWMMouse);
message wm_MouseMove;
procedure TimerProc (Sender: TObject);
procedure WmLBUttonDown (var Msg: TMessage);
message wm_LBUttonDown;
procedure WmLButtonUp (var Msg: TMessage);
message wm_LButtonUp;
public
constructor Create (AOwner: TComponent); override;
published
property AutoKind: TAutoKind
read FAutoKind write FAutoKind default akTime;
property Movements: Integer
read FMovements write FMovements default 5;
property Seconds: Integer
read FSeconds write FSeconds default 10;
end;
Итак, когда курсор мышки попадает в область
кнопки (WmMouseMove), то компонент запускает таймер
либо счётчик количества сообщений о перемещении.
По истечении определённого времени либо при
получении нужного количества сообщений о
перемещении, компонент эмулирует событие
нажатия кнопкой.
procedure TAutoButton2.WmMouseMove (var Msg: TWMMouse);
begin
inherited;
if not Capture then
begin
SetCapture (Handle);
Capture := True;
CurrMov := 0;
if FAutoKind <> akMovement then
begin
MyTimer := TTimer.Create (Parent);
if FSeconds <> 0 then
MyTimer.Interval := 3000
else
MyTimer.Interval := FSeconds * 1000;
MyTimer.OnTimer := TimerProc;
MyTimer.Enabled := True;
end;
end
else // захватываем
begin
if (Msg.XPos > 0) and (Msg.XPos < Width)
and (Msg.YPos > 0) and (Msg.YPos < Height) then
begin
// если мы подсчитываем кол-во движений...
if FAutoKind <> akTime then
begin
Inc (CurrMov);
if CurrMov >= FMovements then
begin
if Assigned (OnClick) then
OnClick (self);
EndCapture;
end;
end;
end
else // за пределами... стоп!
EndCapture;
end;
end;
procedure TAutoButton2.EndCapture;
begin
Capture := False;
ReleaseCapture;
if Assigned (MyTimer) then
begin
MyTimer.Enabled := False;
MyTimer.Free;
MyTimer := nil;
end;
end;
procedure TAutoButton2.TimerProc (Sender: TObject);
begin
if Assigned (OnClick) then
OnClick (self);
EndCapture;
end;
procedure TAutoButton2.WmLBUttonDown (var Msg: TMessage);
begin
if not Capture then
inherited;
end;
procedure TAutoButton2.WmLButtonUp (var Msg: TMessage);
begin
if not Capture then
inherited;
end;
Как осуществить ввод текста в компоненте Label ?
Многие программисты задавая такой вопрос
получают на него стандартный ответ "используй
edit box." На самом же деле этот вопрос вполне
решаем, хотя лейблы и не основаны на окне и,
соответственно не могут получать фокус ввода и,
соответственно не могут получать символы,
вводимые с клавиатуры. Давайте рассмотрим шаги,
которые были предприняты мной для разработки
данного компонента.
Первый шаг, это кнопка, которая может
отображать вводимый текст:
type
TInputButton = class(TButton)
private
procedure WmChar (var Msg: TWMChar);
message wm_Char;
end;
procedure TInputButton.WmChar (var Msg: TWMChar);
var
Temp: String;
begin
if Char (Msg.CharCode) = #8 then
begin
Temp := Caption;
Delete (Temp, Length (Temp), 1);
Caption := Temp;
end
else
Caption := Caption + Char (Msg.CharCode);
end;
С меткой (label) дела обстоят немного сложнее, так
как прийдётся создать некоторые ухищрения, чтобы
обойти её внутреннюю структуру. Впринципе,
проблему можно решить созданием других скрытых
компонент (кстати, тот же edit box). Итак, посмотрим на
объявление класса:
type
TInputLabel = class (TLabel)
private
MyEdit: TEdit;
procedure WMLButtonDown (var Msg: TMessage);
message wm_LButtonDown;
protected
procedure EditChange (Sender: TObject);
procedure EditExit (Sender: TObject);
public
constructor Create (AOwner: TComponent); override;
end;
Когда метка (label) создана, то она в свою очередь
создаёт edit box и устанавливает несколько
обработчиков событий для него. Фактически, если
пользователь кликает по метке, то фокус
перемещается на (невидимый) edit box, и мы используем
его события для обновления метки. Обратите
внимание на ту часть кода, которая подражает
фокусу для метки (рисует прямоугольничек),
основанная на API функции DrawFocusRect:
constructor TInputLabel.Create (AOwner: TComponent);
begin
inherited Create (AOwner);
MyEdit := TEdit.Create (AOwner);
MyEdit.Parent := AOwner as TForm;
MyEdit.Width := 0;
MyEdit.Height := 0;
MyEdit.TabStop := False;
MyEdit.OnChange := EditChange;
MyEdit.OnExit := EditExit;
end;
procedure TInputLabel.WMLButtonDown (var Msg: TMessage);
begin
MyEdit.SetFocus;
MyEdit.Text := Caption;
(Owner as TForm).Canvas.DrawFocusRect (BoundsRect);
end;
procedure TInputLabel.EditChange (Sender: TObject);
begin
Caption := MyEdit.Text;
Invalidate;
Update;
(Owner as TForm).Canvas.DrawFocusRect (BoundsRect);
end;
procedure TInputLabel.EditExit (Sender: TObject);
begin
(Owner as TForm).Invalidate;
end;
Кнопка со звуком
Когда Вы нажимаете на кнопку, то видите
трёхмерный эффект нажатия. А как же насчёт
четвёртого измерения, например звука ? Ну тогда
нам понадобится звук для нажатия и звук для
отпускания кнопки. Если есть желание, то можно
добавить даже речевую подсказку, однако не будем
сильно углубляться.
Компонент звуковой кнопки имеет два новых
свойства:
type
TDdhSoundButton = class(TButton)
private
FSoundUp, FSoundDown: string;
protected
procedure MouseDown(Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer); override;
procedure MouseUp(Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer); override;
published
property SoundUp: string
read FSoundUp write FSoundUp;
property SoundDown: string
read FSoundDown write FSoundDown;
end;
Звуки будут проигрываться при нажатии и
отпускании кнопки:
procedure TDdhSoundButton.MouseDown(
Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
inherited;
PlaySound (PChar (FSoundDown), 0, snd_Async);
end;
procedure TDdhSoundButton.MouseUp(Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
inherited;
PlaySound (PChar (FSoundUp), 0, snd_Async);
end;
Экранный вирус
Никогда не видели экранного вируса?
Представьте, что Ваш экран заболел и покрылся
красными пятнами :) А если эта болезнь нападёт на
какое-нибудь окно ? Всё, что нам надо, это получить
контекст устройства при помощи API функции GetWindowDC
и рисовать, что душе угодно.
К исходному коду особых комментариев не
требуется, скажу лишь только то, что основная
часть кода находится в обработчике события OnTimer:
type
TScreenVirus = class(TComponent)
private
FTimer: TTimer;
FInterval: Cardinal;
FColor: TColor;
FRadius: Integer;
protected
procedure OnTimer (Sender: TObject);
procedure SetInterval (Value: Cardinal);
public
constructor Create (AOwner: TComponent); override;
procedure StartInfection;
published
property Interval: Cardinal
read FInterval write SetInterval;
property Color: TColor
read FColor write FColor default clRed;
property Radius: Integer
read FRadius write FRadius default 10;
end;
constructor TScreenVirus.Create (AOwner: TComponent);
begin
inherited Create (AOwner);
FTimer := TTimer.Create (Owner);
FInterval := FTimer.Interval;
FTimer.Enabled := False;
FTimer.OnTimer := OnTimer;
FColor := clRed;
FRadius := 10;
end;
procedure TScreenVirus.StartInfection;
begin
if Assigned (FTimer) then
FTimer.Enabled := True;
end;
procedure TScreenVirus.SetInterval (Value: Cardinal);
begin
if Value <> FInterval then
begin
FInterval := Value;
FTimer.Interval := Interval;
end;
end;
procedure TScreenVirus.OnTimer (Sender: TObject);
var
hdcDesk: THandle;
Brush: TBrush;
X, Y: Integer;
begin
hdcDesk := GetWindowDC (GetDesktopWindow);
Brush := TBrush.Create;
Brush.Color := FColor;
SelectObject (hdcDesk, Brush.Handle);
X := Random (Screen.Width);
Y := Random (Screen.Height);
Ellipse (hdcDesk, X - FRadius, Y - FRadius,
X + FRadius, Y + FRadius);
ReleaseDC (hdcDesk, GetDesktopWindow);
Brush.Free;
end;
Шутки над пользователем
Некоторых пользователей врят ли можно будет
испугать экранным вирусом, однако можно
воспользоваться другими способами запугивания,
например: прозрачные окошки, недоступные пункты
меню с большим количеством подуровней, а так же
сообщения об ошибках, которые нельзя убрать.
В приведённом ниже примере при помощи обычного
диалогового окна пользователю показывается
сообщение об ошибке, причём кнопка "close"
накак не хочет нажиматься. У этого диалога есть
зависимое окно, которое показывается, при
нажатии кнопки "details".
Поддельная форма с сообщением об ошибке имеет
кнопку "details", которая открывает вторую
часть формы. Это достигается путём добавления
компонента за пределы самой формы:
object Form2: TForm2
AutoScroll = False
Caption = 'Error'
ClientHeight = 93
ClientWidth = 320
OnShow = FormShow
object Label1: TLabel
Left = 56
Top = 16
Width = 172
Height = 65
AutoSize = False
Caption =
'Программа выполнила недопустимую ' +
'операцию. Если проблема повторится, ' +
'то обратитесь к разработчику программного обеспечения.'
WordWrap = True
end
object Image1: TImage
Left = 8
Top = 16
Width = 41
Height = 41
Picture.Data = {...}
end
object Button1: TButton
Left = 240
Top = 16
Width = 75
Height = 25
Caption = 'Close'
TabOrder = 0
OnClick = Button1Click
end
object Button2: TButton
Left = 240
Top = 56
Width = 75
Height = 25
Caption = 'Details >>'
TabOrder = 1
OnClick = Button2Click
end
object Memo1: TMemo // за пределами формы!
Left = 24
Top = 104
Width = 265
Height = 89
Color = clBtnFace
Lines.Strings = (
'AX:BX 73A5:495B'
'SX:PK 676F:FFFF'
'OH:OH 7645:2347'
'Crash 3485:9874'
''
'What'#39's going on here?')
TabOrder = 2
end
end
Когда пользователь нажимает кнопку "details",
то программа просто изменяет размер формы:
procedure TForm2.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Height := 231;
end;
Вторая форма, которая наследуется от первой
имеет перемещающуюся кнопку "close":
procedure TForm3.Button1Click(Sender: TObject);
begin
Button1.Left := Random (ClientWidth - Button1.Width);
Button1.Top := Random (ClientHeight - Button1.Height);
end;
В заключении, можно сделать дырку в окне,
используя API функцию SetWindowRgn:
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);
var
HRegion1, Hreg2, Hreg3: THandle;
Col: TColor;
begin
ShowMessage ('Ready for a real crash?');
Col := Color;
Color := clRed;
PlaySound ('boom.wav', 0, snd_sync);
HRegion1 := CreatePolygonRgn (Pts,
sizeof (Pts) div 8,
alternate);
SetWindowRgn (
Handle, HRegion1, True);
ShowMessage ('Now, what have you done?');
Color := Col;
ShowMessage ('Вам лучше купить новый монитор');
end;
|